Clash: Artifacts of Chaos — эстетически уродливый beat ’em up

Clash: Artifacts of Chaos — эстетически уродливый beat ’em up

Прошло уже почти пятнадцать лет с тех пор, как компания ACE Team представила Zeno Clash. По прошествии всего этого времени, в мире, где гигант с птичьими ногами может стать «отцом-матерью» для клана причудливых манималов, а люди регулярно сходят с ума по собственному желанию в саморазрушительных демонстрациях свободы, до сих пор нет ничего похожего на эту игру — драку от первого лица в жестоком дописьменном мире.

Zeno Clash и ее продолжение было трудно полюбить как игры, они были нескладными, но оставались захватывающими, и временами я становился одержим этой серией. Именно благодаря своему последнему увлечению я узнал, спустя несколько месяцев, что в прошлом году вышла совершенно новая игра, действие которой разворачивается в царстве Зенозоика. Clash: Artifacts of Chaos как-то совершенно незаметно прошла мимо меня, пока я случайно не наткнулся на нее, и я очень рад, что наконец-то до нее добрался.

Clash — это такое же увлекательное приключение, как и его предшественники, и это фантастическая игра. Во всех отношениях она намного превосходит то, что было до нее.

Artifacts of Chaos выглядит и ощущается совершенно иначе, чем Zeno Clash: в ней смещена перспектива от третьего лица, а художественный стиль более мультяшный и украшен текстурами, нарисованными от руки. Персонажи выглядят так же странно, как и раньше: всевозможные тревожные химеры, с которыми предстоит сражаться, и главный герой, который явно не был создан для продажи плюшевых игрушек. Он такой морщинистый… такой бугристый.

Впрочем, Малыш, сопровождающий нашего отвратительного героя, вполне может стать первым однозначно симпатичным персонажем в серии.

В «Артефактах Хаоса» фигурирует ходячий комок яичек по имени Псевдо, чья жизнь одинокого отшельника меняется, когда он решает защитить очаровательный клубок перьев от Гемини, фактической правительницы Зенозоика. Женщина-гигант, у нее множество голов, которые в большинстве своем погибли, потому что именно с таким дерьмовым миром мы имеем дело. Преследуемые колоритным отрядом наемников, Псевдо и Малыш рыщут по земле в поисках средства победить Гемини в истории об одиночестве, эмоциональной привязанности и продолжительном исследовании серии о том, что такое свобода.

В Зенозоике действует один закон, уместно названный Единым Законом. Он предписывает, чтобы физическому бою предшествовала ритуальная игра в кости, которая налагает штрафные санкции на того, кто проиграет. Эти наказания обеспечиваются использованием Артефактов, которые выбирает каждый участник перед тем, как начать бросать кости. Так называемый Прайм-артефакт Гемини считается самым смертоносным из всех, и Псевдо планирует собрать артефакты Великого щита, которые, как считается, являются единственными, способными противостоять ей.

С точки зрения геймплея, перед началом боя с разумными существами — в первую очередь с кавалькадой охотников за головами, которых присылает Гемини, — игрок может призвать Единый Закон. Бросив вызов противнику, и выбрав один из артефактов, вы рискуете получить любое количество преимуществ, рискуя при этом понести наказание за поражение: один из возможных результатов дает победителю один неоспоримый удар, другие заставляют проигравшего выпить яд или обмазаться приманкой, чтобы заставить дикое существо напасть на него во время боя. Самым интересным для меня является артефакт Pact, который заставит проигравшего сражаться вместе с вами, если вы выиграете последующий ритуал против кого-то другого после выбора артефакта Summon.

Мне только что пришло в голову, что враги никогда не используют Pact на игроке (насколько я видел), а это могло бы стать действительно крутым событием. Команда ACE Team может иметь это в виду, если когда-нибудь сделает это снова.

Условия боя, определяемые кубиками, — действительно креативная идея, и соответствующая мини-игра оказалась круче, чем я ожидал. А еще это полная и абсолютная чушь самым блестящим образом. Позже я объясню, почему.

А пока давайте поговорим о механике, иначе я никогда не доберусь до нее. В начале игры игрок выбирает один из трех стилей боевых искусств, хотя в процессе исследования мира можно изучить и другие, а два стиля могут быть экипированы в любой момент времени. Стиль определяет, как работают базовые атаки и комбо Псевдо. Например, в стиле «Когтя» он размахивает руками, нанося широкие размашистые удары, а для «Бокса» характерны быстрые и резкие удары, перемежающиеся размашистым ударом ногой. Кроме того, можно использовать до трех специальных приемов, которые выполняются с помощью простых команд: начиная с простого вращательного удара ногой и заканчивая такими приемами, как метание снарядов, шквал ударов кулаками и даже мигающие телепорты.

В игре удивительное разнообразие боевых стилей и уникальных атак с универсальным применением. Вращательный удар ногой — это не только защитное, но и атакующее движение, если использовать его с умом, поскольку анимация Псевдо показывает, как он приседает перед атакой и впоследствии уворачивается от ударов, нанесенных в его сторону. В этом есть что-то такое, от чего я просто в восторге.

Уклонение представлено как неотъемлемая часть боя, и большинство атак Псевдо быстро отменяются маневром уклонения, который сам по себе может быть преобразован в другие атаки. Управление не настолько отзывчиво, насколько это необходимо для того, чтобы полностью реализовать поток движений, но, тем не менее, это надежная система с впечатляющим разнообразием как в плане нападения, так и в плане защиты.

Оригинальная игра Zeno Clash получила одобрение с возможностью переключения ракурсов после накопления счетчика агрессии. Запустив режим от первого лица, вы временно будете сражаться в манере, идентичной первым двум частям (вы даже используете двойной удар кулаком Гэта), с целью набрать непрерывную цепочку ударов и инициировать мощный завершающий удар. Потребуется некоторое время, чтобы разобраться, но это очень приятная функция. Она также оказывается крайне важной при столкновении с несколькими врагами, поскольку в режиме от первого лица окружающие противники становятся менее агрессивными, пока вы сосредотачиваетесь на одном из ублюдков.

Фиксация на врагах вызывает раздражение, поскольку Псевдо не отслеживает их с большой точностью. Это наиболее заметно при парировании вражеских снарядов или стрельбе своими собственными, поскольку фиксация посылает дальние атаки только в общем направлении цели, и вам придется манипулировать камерой, чтобы хоть как-то повлиять на то, что именно попадет в цель (камера перемещает голову Псевдо, что, похоже, и определяет прицеливание). Даже вблизи атаки ближнего боя могут промахиваться без частых поворотов камеры, и бывают моменты, когда фиксация на цели фактически делает вас менее точным в схватке.

Уклонение могло бы иметь более широкие рамки неуязвимости, поскольку уклонение не кажется таким уж надежным и безопасным, как на то намекает начальный туториал. Кроме того, отменить уклонение можно только после успешного нанесения атаки, а учитывая, как легко промахнуться, слишком рассчитывать на отмену не стоит.

Напротив, я обнаружил, что уклонение и парирование гораздо менее надежны, чем использование анимации специальных атак для предотвращения и противодействия урону. Наряду с вращательным ударом, ряд других приемов работают таким образом, чтобы добросовестно избегать входящего урона и наносить его в ответ (совет профессионала: flurry отлично подходит для оглушения одиночных бойцов). Использование специальных атак таким образом кажется довольно крутым, но я не уверен, что вся эта функциональность была специально задумана игрой, учитывая, как сильно она преподносит механику уклонения, не показывая при этом альтернативы.

Некоторые бои, как правило, могут показаться нечестными, поскольку сражения с несколькими противниками сопряжены с риском обилия ударов исподтишка и притеснения со всех сторон. Это несколько смягчается за счет использования классической любви серии к дружественному огню, поскольку вражеские атаки будут поражать все, с чем они соприкасаются, независимо от альянса. Обманом заставить противников избивать друг друга — на самом деле, одна из самых надежных тактик в игре. Тем не менее, некоторые комбинации врагов настолько хорошо умеют скрывать бреши в индивидуальном нападении, что порой вы будете чувствовать себя настоящей мишенью для издевательств.

Имейте в виду, что призванные союзники ведут себя точно так же, как и враги. Если вы привязали какого-нибудь огромного зверя к артефакту Пакта, не забывайте держаться подальше от него, когда будете призывать — его кулаки не будут различать, кто перед ним находится.

Единый закон, как отмечалось ранее, может быть применен перед большинством сражений с представителями других видов дикой природы, хотя вам и не обязательно бросать вызов. Игроки бросают свои кубики на круглую доску, затем по очереди используют серию оснащаемых Т’чаков — модификаторов, которые делают такие вещи, как уменьшают количество кубиков в пределах заданного радиуса, переворачивают кубики или даже полностью уничтожают их. Как только все Т’чаки будут использованы, тот игрок, кто набрал больше очков, получает возможность использовать свой артефакт.

В ходе кампании вы сможете купить у долговязого торговца Эо, похожего на летучую мышь, дополнительные кубики, Т’чаки и слоты для Т’чаков, что в перспективе даст вам множество интересных инструментов для игры. Сама игра «Ритуал» — это просто чертовски хорошая игра в кости, с невероятно простыми правилами, дополненными изобретательными модификаторами. В ней достаточно всего для того, чтобы расширить роль в будущих сиквелах, а то и вовсе создать собственную спин-офф игру. И в том, и в другом случае я бы с удовольствием на это посмотрел.

Как способ повысить ставки в бою, Ритуал — отличная идея, хотя, честно говоря, я нахожу его довольно отягчающим обстоятельством в контексте того, что зачастую противники просто лучше подготовлены к победе, и что, по моему опыту, большинство Ритуалов заканчиваются либо проигрышем, либо ничьей. Мне кажется, что я не смог по-настоящему насладиться использованием артефактов, так как мне редко удавалось их применять. Удача слишком часто оказывалась против меня, а враги регулярно получали лучших Т’чаков раньше, чем я успевал их купить.

Только ближе к концу я столкнулся с некоторыми противниками, которые не превзошли мои вложения в игру, что, наконец, оправдало мои постоянные покупки новых кубиков и слотов Т’чака. Мне нравится сама мини-игра, но временами я пропускал вызов, поскольку мне просто казалось, что награда не стоит того, чтобы рисковать.

Однако Ритуал великолепен, когда он срабатывает. Заставлять противника носить рыбу на голове только для того, чтобы унизить его, или призвать огромного засранца, который доставил вам неприятности несколько боев назад, — это настоящий смех. Независимо от того, заставили ли вы кого-то привязать себя к короткой веревке или окутали арену туманом, так что потенциальное нападение банды превратилось в слепую атаку бесплатно для всех, удачное использование артефакта действительно способствует триумфу.

Как я уже говорил ранее, самое лучшее в Ритуале — это то, что он полная чушь. Мне чертовски нравится, что с концептуальной точки зрения вся эта затея с Единым Законом — просто идиотизм.

Никто не заставляет этих людей совершать глупые поступки, например, позволять противникам ломать доски о спину или приглашать шершней жалить их, когда они перестают двигаться. Несмотря на причудливый дизайн и впечатляющую иконографию, совершенно ясно, что артефакты ничуть не магические, и в мире, где нет никаких других правил или правовых норм, единственная причина, по которой этот Единый Закон имеет хоть какую-то силу, — это тот факт, что ему беспрекословно следуют.

Ни один из этих артефактов, считающихся большинством Зеносов обязательными и всемогущими, не содержит никакой реальной силы, кроме того почтения, которое им оказывают. На самом деле, столкнувшись с Корвидами Свободных, игроки вскоре обнаружат, что они вообще не могут применить Закон, потому что Корвиды «слишком безумны», чтобы пить яд, когда им это велят кубики. Как это неумно с их стороны!

Однако в то же время совершенно очевидно, что всего одно правило, даже такое произвольное, суеверное и глупое, как Единый Закон, определяет разницу между жестоким, но стабильным Зенозоиком и Зенозоиком, полностью поглощенным хаосом.

Присущая Ритуалу глупость — это лишь часть того, что делает Clash такой хорошо написанной игрой.

У Псевдо и Малыша замечательные отношения, которые развиваются на протяжении всей истории, отмеченные тем фактом, что первый, хотя и грубый и мрачный, ни разу не был мудаком. В отличие почти от любой другой истории подобного рода, архетипичный старый одиночка не обижается на ребенка, который ему достался – как только он понимает, что Гемини собирается плохо обращаться с Малышом, Псевдо не останавливается в своем решении бросить ей вызов на свой страх и риск, и хотя он не приукрашивает ситуацию для своего подопечного, хотя и склонен к поддразниванию или сарказму, всегда относится к Малышу по-доброму и как-то по-отечески на протяжении всего приключения.

Персонажи запоминаются, юмористические моменты не только смешны, но и трогательны, а в игре есть замечательный набор злодеев, от враждебной театральной труппы, подчиняющейся своему культовому режиссеру, до пищащего птицечеловека, который обещает, что вы, возможно, будете его бояться. Зенос настолько хорошо реализован, а история настолько хорошо проработана, что к концу игры я действительно прослезился… а такое со мной случалось всего в нескольких играх.

Ошеломляющим прорывом для серии стала хорошая озвучка. Предыдущие игры отличались уморительно плохим исполнением, но значительный прогресс в качестве сюжета не принес бы пользы, если бы актеры Clash последовали их примеру. Вместо этого актеры играют отлично, а их выступления подкрепляются чертовски изысканным саундтреком. Здесь так много прекрасной музыки, особенно вокальной, и она отлично подчеркивает ключевые моменты сюжета или важные бои.

Художественный стиль, о котором я упоминал в начале обзора, нельзя не похвалить. Это, несомненно, одна из самых великолепных игр, в которые я когда-либо играл. Странные земли Зенозоика щедро насыщены и выполнены в ярких, контрастных, часто кричащих цветах, которые придают всему явно инопланетный вид. Намеренная уродливость персонажей — традиция Zeno Clash — контрастирует с тем, насколько чудесно они прорисованы и детализированы.

Эффект карандашного штриха действительно выделяется, и в сочетании с уникальной цветовой палитрой Clash гарантирует, что ни одна игра не выглядит так, как эта.

Хотя это и не открытый мир, карта большая, с множеством возможностей для исследования, и она опционально бесшовная — на консоли мир разбит на отдельно загружаемые области, но вы можете отключить это, если не возражаете против снижения производительности игры в ответ. По крайней мере, на PS5 время загрузки настолько незначительно, что вряд ли может вызывать беспокойство.

Хотя уровни структурированы достаточно хорошо, указатели, возможно, являются самым слабым элементом Clash. Слово “тупой”, похоже, не нравится Карлосу Бордеу из ACE Team, но квазиоткрытый характер мира действительно влечет за собой риск того, что игроки заблудятся, особенно учитывая, что окружающая среда настолько изобилует детализированными и плотно упакованными пейзажами, что порой сложно определить, что является правильным путем, а что — просто декорацией.

Эта тупость становится серьезной проблемой ровно один раз — в определенный момент игры есть два места, которыми вы можете заняться в любом порядке, причем к одному явно следует подходить позже, чем к другому. Что неясно, так это то, что наиболее заметный путь, проложенный в наиболее естественном прогрессивном направлении, — это не то место, куда вы должны пойти дальше. На самом деле, единственная причина, по которой я понял, что игра внезапно перестала быть линейной, заключалась в том, что я наткнулся на “правильный” порядок прохождения во время отступления, чтобы получить дополнительные уровни и выяснить, почему у врагов так много кубиков и Т’чаков больше, чем у меня.

Некоторые особенности планировки карты работают против нее самой. В игре полно коротких путей, которые на самом деле вам никогда не понадобятся, и это сбивает меня с толку. Все, что мне действительно хотелось бы, — это возможность быстро добраться до города в центре карты. Это избавило бы от необходимости возвращаться назад, поскольку большинство локаций отходят от него.

Это была бы не игра Zeno Clash, если бы в ней не происходило что-то непонятное, и Artifacts of Chaos привносит в игру недоумение с помощью «Ночной формы» от Псевдо. Отдыхая в лагерях, игроки могут выбрать ночное исследование, которое превращает главного героя в странный деревянный скелет… почему бы и нет?

Большинство врагов, встречающихся в темноте, — это скрюченные древовидные «кошмарные» формы тех, с кем вы встречаетесь днем, в том числе и боссы уровня, разбросанные по карте. Стены из колючек, которые слишком остры для обычного Псевдо, можно проскочить, когда кожа уже не беспокоит, а победа над монстрами со свечными головами ночью очистит такие стены для дневного исследования. Опять же, почему бы и нет?

Все это очень странно и напоминает концепцию невероятно проблемной игры Edge of Twilight, но это действительно помогает извлечь пользу из каждой локации — всегда стоит проходить местность и днем, и ночью, поскольку некоторые предметы эксклюзивны для каждой из них. Вы также можете прикрепить к своему скелету новые части тела, найденные во время исследования, чтобы повысить его характеристики, подобно тому, как Псевдо приобретает и надевает броню днем.

Скелет — штука странная, но симпатичная. В целом игра нравится.

Должен сказать, что некоторые ожидаемые косяки присутствуют. У меня было несколько глюков, когда Псевдо не мог нормально двигаться, и один случай, когда он провалился сквозь пол, а также участок на поздней стадии игры, где стабильная в остальном частота кадров сильно падает. Ничего такого, что могло бы испортить впечатление от игры, но баги, скорее всего, будут проявляться в процессе прохождения.

Есть еще кое-какие детали, которые я мог бы добавить. Простая система пивоварения в лагере позволяет Псевдо объединять коллекционные ингредиенты для приготовления зелий здоровья, которые временно повышают характеристики. Оружие можно найти, и хотя у него ненавистная система долговечности, его полезность в качестве временных инструментов, которые часто не так хороши, как боевые искусства Псевдо по умолчанию, делает возможность его использования приемлемой и разумной. Сжигая специальные фигурки, можно индивидуально повысить боевые стили и специальные атаки, а броню можно купить у морщинистого мужчины, который устраивает для Псевдо за свои деньги пробежку в отделе.

Да, и вы можете приобрести головные уборы для Малыша! Они чертовски милые. Три из них — зимний капюшон, шляпа от комаров и респиратор — даже останавливают его нытье, когда вы исследуете горы, болота и лес Корвида — единственные моменты, когда он начинает раздражать, а не умилять. Это также показывает, что вам не все равно.

Clash: Artifacts of Chaos — это по-настоящему красивая игра.

Этот мир гопников, где каждый новый персонаж еще извращеннее предыдущего, накладывает инопланетную маску на бесспорно человеческую историю, историю об одиноких людях, борющихся за отношения, о свободе личности против социальной стабильности и о том, как вера в закон оказывается сильнее самого закона. Эффектная актерская игра, выразительный саундтрек и восхитительные визуальные эффекты — все это замечательно контрастирует с эстетикой уродства, которую всегда стремился изобразить Zeno Clash.

Тот факт, что это еще и очень веселая игра про мордобой, является бонусом к впечатлениям, которые просто… ну, я повторюсь — Clash: Artifacts of Chaos действительно прекрасна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *